Медиаторы в сетчатке

Рис. 3. Лентовидные синапсы, образованные терминалью фоторецептора на окончаниях биполярных и горизонтальных клеток. Пресинаптические везикулы в терминалях колбочек (С) выстроены вдоль ленты (R). Данный тип синапсов приспособлен к постоянному высвобождению квантов глутамата к биполярным (В) и горизонтальным (Н) клеткам в темноте. Через ГАМК-ергические горизонтальные клетки осуществляется обратная связь с фоторецепторами.

В сетчатке были обнаружены практически все известные медиаторы. Глутамат высвобождается фоторецепторами и биполярными клетками. Горизонтальные клетки секретируют ГАМК. Некоторые амакриновые клетки секретируют дофамин, другие ацетилхолин или индоламины. Распределение и функциональная значимость этих медиаторов, рецепторов и их субъединиц, а также переносчиков сигнала были детально изучены методами иммуногистохимии и гибридизации in situ. Некоторые медиаторы-пептиды, например VIP (вазоактивный интестинальный пептид), обнаруженные в глазу, могут играть важную трофическую роль в развитии зрительной системы и быть связаны с развитием миопии (близорукости).

Постоянное высвобождение квантов глутамата фоторецепторами в темноте осуществляется при помощи специального типа нервных окончаний, называемых лентовидными синапсами (ribbon synapses). Пример такого синапса показан на рис.3. Терминаль колбочки содержит везикулы, плотно связанные с мембраной и готовые к высвобождению, которые расположены вдоль длинной плоской органеллы, называемой "лентой" (ribbon). Постсинаптическая мембрана образована терминалями биполярных и горизонтальных клеток, которые формируют инвагинации на окончаниях фоторецепторов.


Похожие материалы:

Уход за орхидеями
Освещение – основной фактор ухода за орхидеями, определяющий, будет ли ваше растение цвести. При недостатке света растению не хватает питания для нормального цикла вегетации, а при слишком интенсивном освещении растение просто сгорает. О ...

Проблемы развития духовной жизни в современной России
Духовная жизнь человека объединяет в себя две сферы: духовно-теоретическую (философия, искусство и литература, наука, религия) и духовно-практическую (нравственность, политическое и правосознание). Понятно, что эти две сферы взаимосвязаны ...

Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе
Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале. ...