Облигатное неассоциативное научение
Привыкание (габитуация, от англ. habit - привычка). Постепенное уменьшение (ослабление), а затем и прекращение реакций на биологически незначимые агенты, реакций, вызываемых монотонно применяемыми идентичными дискретными стимулами. Изменение условий стимуляции приводит к восстановлению исходной силы реакции - дегабитации (отвыкание).
Суммация. Постепенное усиление реакции на многократно повторяющуюся биологически значимую стимуляцию.
Импринтинг (запечатление, от англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать). Врожденная реакция следования за движущимся (удаляющимся) объектом - матерью, предметом, животным, человеком. Благодаря импринтингу у новорожденного животного развивается привязанность к матери. Реакция следования является основой образования стадных отношений. У новорожденных животных период, в течение которого возможно запечатление, короткий и называется критическим, он продолжается от 8 ч до 4 .5 сут. (у собак между 3-й и 10-й неделями жизни). В течение критического периода меняется пластичность структур центральной нервной системы, формируются соответствующие сенсорные входы. Импринтинг развивается не только на зрительные, но и на слуховые, обонятельные и вкусовые раздражители.
Подражание (имитация). Врожденная реакция копирования поведенческих актов. Подражательное поведение обеспечивает передачу опыта от одной генерации к другой (феномен "сигнальной", не генетической, наследственности), увеличивает возможности онтогенетических функциональных адаптации. Способность животных воспроизводить рефлекторные акты других животных тем выше, чем выше эволюционное положение животных и степень их индивидуального развития.
У млекопитающих воспроизведение поведенческих актов начинает проявляться в игровом периоде. Копирование поведенческих актов (в том числе на сигналы благополучия и опасности) хорошо выражено у животных, ведущих групповой образ жизни. Путем подражания молодые животные овладевают необходимыми навыками.
Латентное научение (от лат. Iatentis - скрытый). Поведенческая реакция на повторно предъявляемый индифферентный раздражитель, не подкрепляемый безусловным. На основе первого же знакомства со средой животное вырабатывает определенные "представления" (образы) о ее организации и использует их в качестве поведенческих тактик взаимодействия со средой с целью проверки, корректировки и дальнейшего их усовершенствования. Животное не начинает процесс обучения "с нуля" (И.С. Бериташви-ли, 1975).
Похожие материалы:
Освещение
С весны до осени орхидеям нужен яркий рассеянный свет. Исключение составляют обитающие на почве в лесу орхидеи, которым нужна полутень, а также цимби-диум, которому в период покоя нужно прямое солнце. Зимой, когда не нужно бояться, что яр ...
Препараты для наркоза и обездвиживания.
MS 222 Sandoz.
Аналог этого препарата — трикаин метанесульфанат (коммерческие названия — метакаин, метакаинсульфанат, трикаин). При добавлении MS 222 в воду рыбы впадают в состояние наркоза — у них значительно снижаются обмен веществ и г ...
Приложения
Приложение 1
Схема фотосинтеза (стрелками показан перенос протонов и электронов).
Приложение 2
Схема строения животной клетки по данным электронной микроскопии: I - ядерная оболочка; 2 - ядрышко; 3 - ядро; 4 - цитоплазма; 5 - митохон ...