Павлов Иван Петрович (1849—1936) — великий русский физиолог, академик (с 1907 г.), создатель ряда новых направлений в физиологии, преобразовавший методы ее исследования, Павловым разработав хирургический метод в физиологии, позволивший нести эксперименты на целом животном в хронических условиях. Этим Павлов определил материалистическое направление в изучения целостности организма.

Открытием условного рефлекса Павлова создал новую главу физиологии — учение о высшей нервной деятельности, позволившее объяснить высшие функции мозга животных и человека с материалистических позиций.

Павлов окончил в 1864 г. рязанское духовное училище и поступил в духовную семинарию в Рязани, где впервые познакомился с идеями русских революционных демократов — А.II. Герцена. Н.Г. Чернышевского, И.А. Добролюбова, а также С трудами Д.II. Писарева и особенно II.М, Сеченова.

Не окончив семинарии, в 1870 г. Павлов под влиянием прогрессивных идеи революционных демократов поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где получил первую специализацию по физиологии животных под руководством II. Ф. Циона.

Желая расширить свои знания о физиологии человека, по окончании университета Павлов поступил в Медико-хирургическую академию, которую закончил в 1879 г. На последних курсах академии (1870—1878) Павлов работал в качестве ассистента у знаменитого физиолога Ф.В. Овсяникова. После окончания Медико-хирургической академии Павлов был оставлен при ней и работал заведующим физиологической лабораторией при терапевтической клинике С.П. Боткина. В 1883 г. Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца», а в 1884 г. стал приват-доцентом Военно-медицинской академии. В течение двух лет (1884—1886) работал за границей в лабораториях Людвига и Р. Гейденеайна.

В 1890 г. Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 г.— кафедрой физиологии той же академии, которой и заведовал до 1924 г. Павлов принимал активное участие в организации Института экспериментальной медицины, где с 1890 г. заведовал физиологической лабораторией. Именно здесь было выполнено большинство его широко известных исследований и области физиологии пищеварения. В последние годы своей жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР, где широко проводились исследования физиологии высшей нервной деятельности. Он был почетным членом многих зарубежных академий, университетов и обществ.

За свои оригинальные исследования, по-новому осветившие механизмы пищеварительных процессов, Павлов получил в 1904 г. Нобелевскую премию.

Научная деятельность Павлова может быть разделена на три основных периода: исследования в области кровообращения, исследования по пищеварению и исследовании по физиологии высшей нервной деятельности.

В первой

научной работе, выполненной Павловым совместно с II.М. Великим в Петербургском университете, проверялся анатомический ход нервных волокон, ускоряющих сердечную деятельность. Молодые авторы доказали, что эти волокна идут из спинного мозга через звездчатый симпатический узел, а не через добавочный виллизиев нерв, как это полагал немецкий физиолог Шиф. В следующей работе они показали, что некоторые нервные пучки, отходя от сердца и вступая в нижний шейный симпатический узел, из него уже заворачивают в звездчатый ганглий. Отсюда этот нерв, по-видимому, направляется в спинной мозг и центральную нервную систему. Раздражение центрального конца нерва приводит к ускорению сердечной деятельности. В открытии этой веточки и в оценке ее физиологического значения Павлов еще в студенческие годы несомненно предвосхитил те морфологические исследования, которые впоследствии были сделаны крупнейшим русским морфологом А.С. Догелем.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Рост и развитие организма
Рост и развитие организма - сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и т.д. Этими проблемами занимаются специалисты самого разного ...

Приобретенные формы поведения на основе научения
В процессе жизни в зависимости от условий поведенческие реакции животных совершенствуются, усложняются, повышаются их приспособительные эффекты. Наследственные факторы - гены - не могут предопределить течение онтогенеза независимо от окру ...

Введение. Предмет Биоэтики
«Наука без совести опустошает душу» Франсуа Рабле Сегодня наряду с актуальными научными терминами "клонирование", "стволо­вые клетки", "трансплантация человеческих органов и тканей" и др. наш словарный запа ...