Законы наследственностиСтраница 1
Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в курсе биологии. Лучшему усвоению этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Использование таких задач развивает логическое мышление студентов, позволяет глубже понять теоретический материал по теме, убеждает в необходимости знаний в практической деятельности. У преподавателя появляется возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. Задачи основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека.
В пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, тексты задач разного уровня сложности. Пособия и сборники подобного содержания, как правило, немногочисленны, в учебнике по биологии отсутствуют задачи генетического содержания и методические рекомендации по их решению.
Контроль результатов самостоятельной работы по решению задач генетического содержания легко осуществлять в учебное время.
Для успешного решения задачи по генетике научитесь выполнять некоторые несложные операции, прочитайте рекомендации.
− Прежде всего, внимательно изучите условие задачи.
− Определите тип задачи. Для этого выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки.
− Определите число классов фенотипов и количественное соотношение этих классов.
− Запишите схему скрещивания (брака) на черновике, отмечая генотипы и фенотипы, известных по условию задачи. Затем выполняйте операции по выяснению неизвестных генотипов.
− Решение задачи всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, т.к. они гомозиготные и их генотип однозначный – аа
.
− Генотип организма, несущего доминантный признак, может быть гомозиготным – АА
или гетерозиготным – Аа
.
− Гомозиготные организмы являются представителями «чистых линий», т.е. их предки несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F1) не наблюдается расщепление.
− Организм гетерозиготный (Аа
), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, и если в его потомстве наблюдается расщепление.
− Доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготный особей. Он всегда проявляется у потомства при моногенном наследовании при скрещивании гомозиготных родителей с разным фенотипом.
− Не следует повторять гаметы одинаковых типов, т.е. содержащие одни и те же сочетания генов.
− Гены одной аллельной пары следует писать рядом (например, ААВВ
, а не АВАВ
).
− Конечный этап решения – это запись схемы скрещивания.
Правила, применяемые при решении задач:
– Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы имеются в гаметах.
– В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели)
– Число возможных вариантов гамет равно 2n , где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии
– Одно гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую от матери
– Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организм с рецессивным признаком всегда гомозиготный
Оформление задач по генетике
♀– женский организм ♂
– мужской организм
x– знак скрещивания
Р– родительские организмы
F
1
– дочерние организмы первого поколения
A
,
B
,
C
… – гены, кодирующие доминантные признаки
a
,
b
,
c… – аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА– генотип особей моно гомозиготных по доминантному признаку
Аа– генотип моно гетерозиготных особей
аа
– генотип рецессивной особи
АаВ
b– генотип дигетерозигот
Похожие материалы:
Основы генетики пола
Фенотипические различия между особями разного пола обусловлены генотипом. Есть правила индивидуальности, постоянства и парности хромосом. Гены находятся в хромосомах. Диплоидный набор хромосом называют кариотипом. В женском и мужском кари ...
Клеточная и молекулярная биология нейронов
Как и другие типы клеток организма, нейроны в полной мере обладают клеточными механизмами метаболической активности, синтеза белков мембраны (например, белков ионных каналов и рецепторов). Более того, белки ионных каналов и рецепторов нап ...
Семейство КРЫСИНОШИНШИЛЛОВЫЕ (Abrocamidae)
Длина тела у представителей этого семейства около 20 см., хвоста 15 см. Мех коричневато-серый, на груди небольшое желтовато-белое пятно. Глаза и уши большие. Передние лапы с 4 пальцами, задние с 5. Самка имеет 4 соска.
КРЫСА ШИНШИЛЛОВАЯ ...