Информация » Законы наследственности

Законы наследственности
Страница 1

Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в курсе биологии. Лучшему усвоению этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Использование таких задач развивает логическое мышление студентов, позволяет глубже понять теоретический материал по теме, убеждает в необходимости знаний в практической деятельности. У преподавателя появляется возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. Задачи основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека.

В пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, тексты задач разного уровня сложности. Пособия и сборники подобного содержания, как правило, немногочисленны, в учебнике по биологии отсутствуют задачи генетического содержания и методические рекомендации по их решению.

Контроль результатов самостоятельной работы по решению задач генетического содержания легко осуществлять в учебное время.

Для успешного решения задачи по генетике научитесь выполнять некоторые несложные операции, прочитайте рекомендации.

− Прежде всего, внимательно изучите условие задачи.

− Определите тип задачи. Для этого выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки.

− Определите число классов фенотипов и количественное соотношение этих классов.

− Запишите схему скрещивания (брака) на черновике, отмечая генотипы и фенотипы, известных по условию задачи. Затем выполняйте операции по выяснению неизвестных генотипов.

− Решение задачи всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, т.к. они гомозиготные и их генотип однозначный – аа

.

− Генотип организма, несущего доминантный признак, может быть гомозиготным – АА

или гетерозиготным – Аа

.

− Гомозиготные организмы являются представителями «чистых линий», т.е. их предки несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F1) не наблюдается расщепление.

− Организм гетерозиготный (Аа

), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, и если в его потомстве наблюдается расщепление.

− Доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготный особей. Он всегда проявляется у потомства при моногенном наследовании при скрещивании гомозиготных родителей с разным фенотипом.

− Не следует повторять гаметы одинаковых типов, т.е. содержащие одни и те же сочетания генов.

− Гены одной аллельной пары следует писать рядом (например, ААВВ

, а не АВАВ

).

− Конечный этап решения – это запись схемы скрещивания.

Правила, применяемые при решении задач:

– Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы имеются в гаметах.

– В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели)

– Число возможных вариантов гамет равно 2n , где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии

– Одно гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую от матери

– Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организм с рецессивным признаком всегда гомозиготный

Оформление задач по генетике

– женский организм

– мужской организм

x– знак скрещивания

Р– родительские организмы

F

1

– дочерние организмы первого поколения

A

,

B

,

C

… – гены, кодирующие доминантные признаки

a

,

b

,

c… – аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА– генотип особей моно гомозиготных по доминантному признаку

Аа– генотип моно гетерозиготных особей

аа

– генотип рецессивной особи

АаВ

b– генотип дигетерозигот

Овал: А Овал: а Блок-схема: вузол: АВ
Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Методика сбора полевого материала и последующая его обработка
Сбор полевого материала производился методом рекогнасцировки местности. Пользуясь определителем, идентифицировались собранные нами виды. Для работы наиболее удобны «Лишайники Белоруссии. Определитель» (Горбач Н. В., 1973), «Водоросли, лиш ...

Часто задаваемые вопросы: Фаленопсис. Реанимация
1. В каком случае требуется реанимация, а в каком достаточно пересадки? Ответ: Реанимация требуется, если после осмотра корней, принято решение удалить большинство. С одним - двумя здоровыми корешками, особенно сразу после цветения, фал ...

Учение о биосфере
Учение о биосфере Земли является одним из крупнейших и наиболее интересных обобщений ученого в области естествознания. Вернадский В.И. был человеком тонким в вопросах научной этики. Поэтому в своих работах он указывает, что термин «биосфе ...