Информация » Транспорт субстратов и продуктов » Организация транспортных систем

Организация транспортных систем

Одной из первых моделей транслокации субстратов через биологические мембраны была модель "подвижного" переносчика, в которой предполагалось присутствие интегрального мембранного компонента, способного к образованию гидрофобного комплекса с гидрофильным субстратом, экранирующего последний от гидрофобной внутримембранной среды. Предполагалось, что образованный комплекс диффундирует на внутреннюю поверхность мембраны и там освобождает субстрат во внутриклеточную среду. По этому типу действительно осуществляется перенос ионов некоторыми ионофорами. Однако подобный механизм, как правило, не обеспечивает концентрирование субстрата в клетке. Вторая модель предполагает наличие в мембране гидрофильного канала, через который могут проникать субстраты. В отличие от малоспецифичных каналов, образуемых поринами, он должен обладать высокой специфичностью за счет "эстафетной" передачи субстрата от одного центра связывания к другому. Такой канал может стать асимметричным и обеспечить концентрирование субстрата в клетке.

Реальные транспортные системы часто включают более одного белкового компонента, а интегральные мембранные белки-"переносчики" многократно пересекают мембрану, образуя в ней сложную гидрофильную структуру. Молекулярные механизмы транслокации субстрата через такие структуры остаются до конца не расшифрованными.

По типу молекулярной организации транспортные системы можно разделить на два больших класса.

Транспортные системы, включающие периплазматические связывающие белки, которые обеспечивают "узнавание" и "доставку" субстрата к мембранному переносчику. Такие системы чувствительны к осмотическому шоку и зависят от энергии АТР. К ним относятся системы транспорта некоторых аминокислот, Сахаров, неорганических катионов.

Транспортные системы, включающие только интегральные мембранные компоненты. Такие системы, как правило, осуществляют одновременный перенос субстрата и одновалентных неорганических катионов и зависят от энергии ТЭП. К ним относятся системы транспорта большинства аминокислот, Сахаров, органических кислот и др.


Похожие материалы:

Уход за орхидеями
У каждой орхидеи свои требования к условиям жизни: например, пафиопедилум относительно неприхотлив, а красавице катлее угодить не так-то просто. Существует ряд общих правил ухода за орхидеями, они описаны ниже. Чтобы добиться от комнатных ...

Оценка влияния П-56 и S-100 на выживаемость галлицы Aphidoletes aphidimyza на стадии имаго
В опытах на имаго галлицы (табл.8) отмечено очень слабое сокращение продолжительности их жизни. Различия в вариантах не существенны, т.к. значения очень близки. Таблица 8 Продолжительность жизни галлицы Aphidoletes aphidimyza после обра ...

Сигнальные пептидазы
Для удаления временных N-концевых сигнальных пептидов необходимы специфические белки. Наиболее полно охарактеризованы сигнальные протеазы из Е.coli. Большинство экспортируемых белков Е.coli содержат сигнальный пептид, который отщепляется ...