Информация » Транспорт субстратов и продуктов » Организация транспортных систем

Организация транспортных систем

Одной из первых моделей транслокации субстратов через биологические мембраны была модель "подвижного" переносчика, в которой предполагалось присутствие интегрального мембранного компонента, способного к образованию гидрофобного комплекса с гидрофильным субстратом, экранирующего последний от гидрофобной внутримембранной среды. Предполагалось, что образованный комплекс диффундирует на внутреннюю поверхность мембраны и там освобождает субстрат во внутриклеточную среду. По этому типу действительно осуществляется перенос ионов некоторыми ионофорами. Однако подобный механизм, как правило, не обеспечивает концентрирование субстрата в клетке. Вторая модель предполагает наличие в мембране гидрофильного канала, через который могут проникать субстраты. В отличие от малоспецифичных каналов, образуемых поринами, он должен обладать высокой специфичностью за счет "эстафетной" передачи субстрата от одного центра связывания к другому. Такой канал может стать асимметричным и обеспечить концентрирование субстрата в клетке.

Реальные транспортные системы часто включают более одного белкового компонента, а интегральные мембранные белки-"переносчики" многократно пересекают мембрану, образуя в ней сложную гидрофильную структуру. Молекулярные механизмы транслокации субстрата через такие структуры остаются до конца не расшифрованными.

По типу молекулярной организации транспортные системы можно разделить на два больших класса.

Транспортные системы, включающие периплазматические связывающие белки, которые обеспечивают "узнавание" и "доставку" субстрата к мембранному переносчику. Такие системы чувствительны к осмотическому шоку и зависят от энергии АТР. К ним относятся системы транспорта некоторых аминокислот, Сахаров, неорганических катионов.

Транспортные системы, включающие только интегральные мембранные компоненты. Такие системы, как правило, осуществляют одновременный перенос субстрата и одновалентных неорганических катионов и зависят от энергии ТЭП. К ним относятся системы транспорта большинства аминокислот, Сахаров, органических кислот и др.


Похожие материалы:

Реальность ноосферы
Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы среде деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее какими-то глубинными смыслами и надеждой слово: ноосфера. Широким сознанием оно опо ...

Виды нервных волокон. Механизм и законы проведения возбуждения
Нервное волокно - аксон, покрытый оболочками. Различают мякотные и безмякотные нервные волокна. Мякотные нервнее волокна имеют миелиновую оболочку, безмякотные ее лишены. Мякотные волокна в отличие от безмякотных, помимо оболочки из клет ...

Температурный режим
Одна из причин, почему фаленопсис считают орхидеей для начинающих то, что ее температурный режим прекрасно соответствует температуре в наших квартирах в течении года. От вас потребуется только минимум усилий и немного внимания. Фаленопси ...