Информация » Современные научные концепции человек и его места в мире » Концепция гуманистического психоанализа.

Концепция гуманистического психоанализа.
Страница 2

. «Под бытием я понимаю такой спо­соб жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром. Гете, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против одностороннего и механистического подхода к человеку, выразил свое предпочтение бытию, а не обладанию во многих своих произведени­ях. "Фауст" — яркий пример описания конфликта между бытием и обладанием (Мефистофель -олицетворение последнего)». Совре­менное общество ценит, однако, только модус обладания — «совре­менный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность». (Будем надеяться, что данном случае Э. Фромм несколько преувеличивает).

Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия форми­рует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на раз­имо модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию — потреби­тельство. «Потребительство характеризуется установкой, суть кото­рой заключается в стремлении поглотить весь мир. Потребитель — то требующий соски вечный младенец». «Основными объектами современного потребительства в сфере досуга являются машина, теле-низор, путешествия и секс, и, хотя принято считать такое времяпре­провождение активным досугом, правильнее было бы называть его пассивным

». «В современных развитых промышленных обществах потребление — наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем

я обладаю и что я потребляю

.

Далее, правда, обнаруживается, что в современном обществе по­требности развиваются под воздействием не только модуса облада­ния, но и модуса бытия. Фромм подробно описывает различие под­ходов к образованию, власти, общению, любви, религии, познанию, построенных на основе принципа обладания или принципа бытия. Так, потребность в познании, формирующаяся на основе одного из Них, сильно отличается от потребности в познании, основанной на другом принципе. Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах. При этом акцент делается в первую очередь на психологии человека и влиянии на него социальной среды. Прове­денный Фроммом анализ направлений развития личности, системы ценностей западной цивилизации помогает лучше понять все эти ас­пекты концепции потребностей.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Физические мутагены
Ø ионизирующее излучение; Ø радиоактивный распад; Ø ультрафиолетовое излучение; Ø моделированное радиоизлучение и электромагнитные поля; Ø чрезмерно высокая или низкая температура. ...

Технические средства обучения
На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам. Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 ...

Пищеварительная система
Пищеварительная система человека состоит из пищеварительной трубки (длиной 8–9 м) и тесно связанных с нею крупных пищеварительных желез – печени, поджелудочной железы, слюнных желез (крупных и мелких). Пищеварительная система начинается п ...