Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Наиболее вероятная ЧС, которая может сложиться на территории Ленинградской области – это выпадение радиоактивных осадков в результате аварии на АЭС в г. Сосновый Бор.

В период вегетации загрязняются радиоактивными веществами не только почва, но и растительный покров. В этом случае применяют комплекс защитных мероприятий, направленных на спасение и уменьшение радиоактивного заражения продукции растениеводства. В течение многих лет почва будет содержать долгоживущие изотопы (Sr90, Cs137 и др.), мигрирующие из почвы в растение. В подобных ситуациях проводят комплекс мероприятий, направленных на уменьшение перехода радиоактивных веществ в надземную часть растений (Акимов Н.И., 1984).

Наиболее эффективно, против радиоактивного заражения, применять известкование кислых и гипсование нейтральных почв, применение минеральных и органических удобрений (фосфорные против Sr90, калийные против Cs137). При поливе посевов, первые 1-2 дня после заражения, с помощью дождевальных установок значительная часть радиоактивных остатков смывается с растений (радиоактивность снижается в 5-10 раз) (Дмитриев И.М., 1990).

Поскольку с течением времени, надземные органы растений очищаются, уборку следует проводить в возможно более поздние сроки. Собранный урожай лучше складывать в хранилище или на подготовленные площадки и укрывать брезентом, чтобы не допустить вторичного заражения тропосферными осадками радиоактивных веществ. Вся продукция подлежит радиометрическому контролю (Дмитриев И.М., 1990).

В случае радиоактивного заражения местности в результате аварии (ЧС) объектов агропромышленного комплекса в первую очередь рассматривают факторы, влияющие на устойчивость их работы. При этом оценивают предполагаемую радиационную обстановку на объекте; возможный недостаток работников; состояние техники и обеспеченность ее горюче-смазочными материалами; возможные потери и загрязненность урожая сельскохозяйственных культур, степень загрязнения сенокоса и пастбищ; площади сельскохозяйственных угодий, которые могут выйти из севооборота в результате заражения долгоживущими радиоизотопами выше допустимых величин (Николаев Н.С., 1990).

Источниками заражения местности являются продукты деление радиоактивных веществ (радионуклиды), излучающие бета-частицы и гамма-лучи; радиоактивные вещества не прореагировавшей части ядерного топлива, выброшенных в результате аварии (ЧС). В радиационном поражении растений главную роль играет β-излучение, которое сильнее поглощается растениями благодаря большой поверхности листьев, непосредственно контактирующей с частицами (Дмитриев И.М., 1990).

Радиоактивные вещества, выпадающие на растения, всасываются через листья внутрь, а, оказавшись в почве (особенно долго они задерживаются в ее верхнем слое 5-7 см.), начинают поступать в растения через корневую систему. Растения наиболее чувствительны к облучению в ранние фазы развития, когда страдают зоны активного роста, т. е. молодые делящиеся клетки. Существует также видовая и сортовая радиочувствительность.

Лучевое поражение растений проявляется в замедлении роста и развития, снижении урожайности, понижении репродуктивности семян. Пищевое качество урожая также снижается. Тяжелое поражение приводит к полной остановке роста и гибели растения через несколько дней после облучения. Степень радиоактивного поражения зависит от величины получаемой дозы облучения и радиочувствительности растений (Дмитриев И.М., 1990).


Похожие материалы:

Гипотеза А.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни.
Коацерваты — это комплексы коллоидных частиц. Они мо­гут возникать, например, из комплексных солей кобальта, кремнекислого натрия и нашатырного спирта, в растворе ацетилцеллюлозы, в хлороформе или бензоле, при смешивании растворов различ ...

Результаты исследований. Растительность Пинского лесхоза
Различие климатических, орографических и почвенно-гидрологических условий территории определяет зональные и местные изменения лесной растительности, которые, в свою очередь, находят отражение в лесорастительном районировании. Согласно сущ ...

Лабораторное оборудование
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (мон ...