Информация » Взаимодействие человека и биосферы » Цикличность эволюции. Человек как космическое существо

Цикличность эволюции. Человек как космическое существо
Страница 1

Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им новый принцип, лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что этому принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более новые динамические режимы сложности. Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении новых режимов. Одна и та же энергия и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изложенной в его книге "Новая наука жизни" (1981 г.), форма, развитие и поведение организмов определяются "морфогенетическими полями", которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают кумулятивными свойствами. Если у достаточного числа представителей вида развились какие-то организменные свойства или особые формы поведения, это автоматически передается другим особям, даже если между ними нет обычных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсурдной ни казалась эта теория механически ориентированному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит о ее связи с юнговской концепцией коллективного бессознательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента, между которыми происходит непрерывный обмен энергией, существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. "Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны". Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы "психического проникновения". Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы — "психические первообразы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом", — это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, "это та часть души, через которую душа связана с природой, миром, космосом".

Архетипы, с одной стороны обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи, образы человечества в ту или иную эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между материей и психикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Строение биосферы
Современная наука считает, что примерно 1 млрд. лет назад произошло разделений живых существ на два царства — растений и животных. Различия между ними можно разделить на три группы: 1) по структуре клеток и их способности к росту; 2) по с ...

Лучевая кость
Лучевая кость – состоит тела, проксимального и дистального эпифизов. На проксимальном эпифизе различают головку, на которой имеется ямка головки с суставной окружностью. Под головкой слабо выраженная шейка. На ней спереди – шероховатость ...

Проблемы развития духовной жизни в современной России
Духовная жизнь человека объединяет в себя две сферы: духовно-теоретическую (философия, искусство и литература, наука, религия) и духовно-практическую (нравственность, политическое и правосознание). Понятно, что эти две сферы взаимосвязаны ...