Проблема рационального использования природных ресурсов и их охраны может быть решена лишь комплексно совместными усилиями ученых и практиков на основе изучения и учета взаимосвязей и обусловленности многообразных природных процессов. Значительный интерес в этом плане представляют исследования в такой своеобразной группе растений, как лишайники: их видового состава, распространения, роли в различных биогеоценозах [1].

Лишайники относятся к сравнительно мало исследованным растительным организмам. Они представляют собой весьма своеобразную группу споровых растений, состоящую из двух компонентов – гриба и одноклеточной, реже нитчатой водоросли, живущих совместно и образующих один целостный организм, обладающий иными, чем гриб и водоросль отдельно, морфологическими, анатомическими, физиологическими и экологическими свойствами. Известно более 20 000 видов и свыше 400 родов лишайников, встречающихся почти во всех природных зонах земного шара. Изучение их представляет теоретический и практический интерес.

Лишайники источник различных ценных медицинских препаратов и продуктов промышленного производства. Однако в настоящее время, в связи с недостаточностью их изученности, лишайники еще слабо используются.

Лишайники чутко реагируют на характер и состав субстрата, являясь хорошими индикаторами почвенно-грунтовых и микроклиматических условий, степени загрязненности воздуха в городах и населенных пунктах.

Лишайники могут быть использованы для датировки возраста различных предметов на основе измерения их слоевищ в диапазоне от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий [2].

Лишайники широко распространены в различных наземных биогеоценозах, но роль их в условиях Белоруссии особенно заметна в лесных сообществах. Здесь лишайники образуют группировки с большей биомассой, существенно влияют на жизнь леса [1].

Видовой состав лишайников очень разнообразен. Необходимость изучения лишайниковой флоры очевидна. В связи с этим, цель нашей работы на данном этапе – изучить видовой состав лишайников различных экологических групп территории Сошненского лесничества, одного из фоновых лесничеств Пинского лесхоза, где подобные исследования вообще не проводились.

Задачи исследования:

1. Собрать лишайники с различных субстратов в разных фитоценозах;

2. Определить до вида и их систематизировать;

3. Проанализировать информацию о собранных лишайниках;

4. Составить гербарий наиболее часто встречаемых видов.

5. Полученную информацию передать в лесхоз.


Похожие материалы:

Приспособление к высоким давлениям
По-иному влияют на организм высокие давления, и иначе происходит приспособление организма к ним. В условиях высокого гидростатического давления главным повреждающим фактором является само давление. Правда, в глубоких водах снижено содержа ...

Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе
Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале. ...

Зрительный бугор
Из промежуточного мозгового пузыря развиваются зрительный бугор и Подбугорная область (гипоталамус), из полости промежуточного мозгового пузыря – III желудочек. Зрительный бугор,или таламус, расположен по сторонам III желудочка и состои ...