Заключение

Таким образом, изучив соответствующую литературу по теме, можно прийти к следующему выводу. Под биосферой Вернадский понимал тонкую оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воздействием живых организмов. Биосфера находится на стыке литосферы, гидросферы и атмосферы, располагаясь в диапазоне от 10 км вглубь Земли до 33 км над Землей.

В.И. Вернадский сформулировал три биогеохимических принципа.

1. Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Этот принцип в наши дни нарушен человеком.

2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов. Этот принцип при антропогенном измельчании средних размеров особей Земли начинает действовать аномально интенсивно.

3. Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей его средой, создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией Солнца. Вследствие нарушения двух первых принципов космические воздействия из поддерживающих биосферу могут превратиться в разрушающие ее факторы.

Различают три этапа эволюции биосферы. Первый этап — возникновение биотического круговорота, означавшего формирование биосферы. Второй этап — усложнение жизни на планете, обусловленное появлением многоклеточных организмов. Третий этап — формирование человеческого общества, оказывающего своей хозяйственно-экономической деятельностью все большее влияние на эволюцию биосферы. Попытки выделить основные этапы эволюции биосферы заслуживают внимания уже тем, что ставят эту проблему в качестве одной из важных задач современной эволюционной теории.

[1] Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения. М.: Наука, 1990. – С. 22.

[2] Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшее образование., 2005. – С. 140.

[3] Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. М., 1999.

[4] Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. – С. 21.

[5] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1973. – С. 64.

[6] Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 368 с.


Похожие материалы:

Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика
Определяя место естествознания в современной культуре, необходимо отметить, что современная наука имеет сложную организацию. Все многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, гуманитарных, технических и др. Ес ...

Формы научения
Облигатное неассоциативное научение - это привыкание (ослабление), суммация (усиление), импринтинг, подражание, латентное научение, когда ассоциативных связей не образуется. Факультативное ассоциативное научение определяют классические и ...

Функции щитовидной железы
Эндокринные функции присущи двум типам клеток щитовидной железы: А-клеткам или тироцитам, образующим фолликулы и способным захватывать иод и синтезировать иод-содержащие тиреоидные гормоны, а также парафоллику-лярным С-клеткам, образующим ...