Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.

Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: "Применение наглядности на уроках зоологии".

Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.

В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:

1. изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";

2. организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;

3. анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

Объектом исследования является учебный процесс общеобразовательной школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.

Гипотеза исследования: если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках зоологии и повысит уровень знаний учащихся.


Похожие материалы:

Разведение галлицы
Разведение галлицы проводили по методике Бондаренко Н.В., Асякина Б.П., 1975 г. Для получения яйцекладок галлицы, в садках размером 35×35×35 см постоянно поддерживали высокую плотность популяции имаго галлиц. Для этого 2 раза ...

Семейство ГРЕБНЕПАЛЫЕ (Ctenodactylidae)
Телосложение гребнепалых плотное, кургузое, мордочка короткая с длинными вибриссами, уши короткие и округлые. Длина тела 16—24 см, хвоста – 1 - 5 см. Лапы короткие и сильные с голыми подошвами и с 4 пальцами на каждой лапе. Пальцы вооруже ...

Оценка влияния препаратов П-56 и S-100кр. на выживаемость галлицы Aphidoletes aphidimyza Rond. на эмбриональной стадии развития
При обработке яиц различия по выживаемости между препаратами и контролем не существенны. В вариантах с обработкой препаратами П-56-1 и S-100кр. наблюдается более активный вылет имаго по сравнению с контролем. Следовательно, препараты не ...