Введение
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.
Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: "Применение наглядности на уроках зоологии".
Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.
Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;
3. анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
Объектом исследования является учебный процесс общеобразовательной школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип обучения.
Гипотеза исследования: если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках зоологии и повысит уровень знаний учащихся.
Похожие материалы:
Изучение стехиометрии субъединиц
Многие мембранные ферменты представляют собой комплексы, состоящие из нескольких субъединиц. В качестве примера можно привести Н + - АТРазу, Na +/ К + - АТРазу, митохондриальные комплексы электронного транспорта и фотосинтетические реакци ...
Удобрения
Возможно вносить в течении всего года, сочетая их с поливами. Если использовать специальные удобрения "Для орхидей" при каждом поливе, то их концентрация должна быть очень низкой. При удобрениях раз в несколько недель — концентр ...
Теория эволюционного происхождения
человека от высокоразвитой ископаемой обезьяны. Книга Ч.Дарвина
"Происхождение человека и половой отбор"
На Земле существуют не менее 2 млн. видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов. Как возникло великое многообразие видов и приспособленность их к среде обитания? Ответ дает научная теория эволюци ...