Концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человекаСтраница 7
Второй тезис Вернадского связан с геологической ролью человека и человечества. Его глубочайшее убеждение состояло в том, что планета вступает в новую стадию своего развития, на котором определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Обнаружилось, что связь человека с природой настолько всеобъемлюща и глубока, что любое действие, как и бездействие тоже, отражается на состоянии этой среды. Гигантская геологическая деятельность человечества наглядна, она стала видна невооруженным взглядом. Мы не знаем сейчас такого быстротекущего природного геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, особенно теперь, когда оно вооружено огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических по мощности разрушительных сил.
В формулах Вернадского о человеке как геологической силе особенно важен акцент на геологическом понимании роли разума. Вернадский рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно понимают некоторые, даже видные ученые — лишь как живую пленку планеты, т. е. "свободное" от геологического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понимать и представлять нерасторжимую сопряженность живого вещества, как выражался Вернадский, со всеми вещественными структурами Земли.
Человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях есть существо далеко еще не совершенное, в определенном смысле "кризисное". Тем не менее существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в его росте, в превозможении собственной природы. Также и его создание — ноосфера — есть еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность, но вместе с тем и высший идеал этого становления. Ведь человек — единственное из живых существ, которое не только живет, и живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. (Человек вообще был создан природой — и эволюцией — как какое-то замечательное и постоянно "недовольное" существо. Тем самым она словно гарантировала ему — и себе — стимул к дальнейшему развитию.)
Дальнейшее развитие человечества состоит, "наряду с разрешением социальных проблем, в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку". Вернадский имеет в виду овладение новыми источниками энергии, в том числе энергией Солнца, а также "непосредственным синтезом пищи, без посредничества организованных существ". Он представляет этот колоссальный эволюционный поворот человечества в самом общем виде через достигнутое умение поддерживать и воссоздавать свой организм, как это делает растение, из самых элементарных природных неорганических веществ.
Сейчас Человек, как и все прочие природные твари, в отличие от растений и некоторых бактерий, — существо гетеротрофное и может, как пишет Вернадский, "строить и поддерживать существование и неприкосновенность своего тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни".
Автотрофными (т. е. самопитающимися) были названы растения.
Автотрофные растения — фундамент великого космического процесса образования и развития области жизни; они находятся как бы посредине между двумя потоками: потоком энергетических процессов неживой материи, не-. избежно приводящих к затуханию (второй закон термодинамики), и потоком эволюции живого вещества, идущего с увеличением энергии, организации, сложности (негэнтро-пия, антиэнтропия, как бы третий закон термодинамики живого).
Русский биолог С.Н. Виноградский в 1888 году доказал "существование живых автотрофных существ, лишенных хлорофилла. Это существа невидимые, бактерии, изобилующие в почвах, в верхних слоях земной коры, проникающие в глубокие толщи всемирного океана".
К.Э. Циолковский писал о будущем человеке, "животном космоса", прямо ассимилирующем в своем "питании" солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным. Прочное нравственное совершенствование человека оказывается возможным только вместе с физическим его совершенствованием, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют человека пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.
Вернадский высочайшим образом оценивал будущую реализацию идеала автотрофности для всего человечества: "Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны. Это означало бы, что единое целое жизнь — вновь разделилась бы, появилось бы третье, независимое ее ответвление . Человеческий разум этим путем не только создал бы новое большое социальное достижение, но ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое достижение .
Похожие материалы:
Обзор литературы. Систематическое положение лося
уссурийского (Alces alces cameloides)
Класс: млекопитающие (Mammalia)
Тип: хордовые
Подтип: позвоночные
Отряд: парнокопытные (Ordo Artiodaktula Owen)
Подотряд: жвачные (Subordo Ruminantia Scopoli)
Семейство: оленевых (Familia Cervidae Gray)
Род: лосей (Genus Alces Grey) ...
Эволюция биосферы. Космическая роль биосферы в
трансформации энергии
В.И. Вернадский подчеркивал важное значение энергии и называл живые организмы механизмами превращения энергии. «Можно рассматривать всю эту часть живой природы как дальнейшее развитие одного и того же процесса превращения солнечной светов ...
Древесные саламандры и лягушки без головастиков. Гетерохрония и
морфологическая адаптация
Почему гетерохрония может служить таким обычным способом эволюции? Ответ на этот вопрос, по-видимому, заключен в характеристике, которую дал эволюции Ф. Жакоб (F. Jacob). По его словам, эволюция действует путем «перелицовки старого». В от ...