Антропологические представление о развитии ребенкаСтраница 1
Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).
Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.
Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.
Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.
Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.
Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.
Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.
Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.
Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.
Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.
Похожие материалы:
Средний мозг
Средний мозг, mesencephalon, развивается из среднего мозгового пузыря и соответствует со стороны дорсальной поверхности участку ствола мозга в пределах между основанием шишковидной железы (или уровня задней спайки) спереди и передним крае ...
Особенности транскрипции генов оперонов
С помощью метода run on транскрипции была изучена интенсивность транскрипции нескольких оперонов пластома ячменя. Основой транскрипционной системы служили лизированные хлоропласты, которые были выделены из первых листьев ячменя разного во ...
Архитектоника коры больших полушарий мозга
Учение о структурных особенностях строения коры называется архитектоникой.Клетки коры больших полушарий менее специализированы, чем нейроны других отделов мозга; тем не менее определенные их группы анатомически и физиологически тесно связ ...

