Информация » Космос и биосфера Земли » Космос и биосфера Земли. Общие фундаментальные принципы и законы

Космос и биосфера Земли. Общие фундаментальные принципы и законы
Страница 1

Чтобы понять законы экологии и представить себе возможные последствия неудачного сосуществования человека с природой, необходимо понять, что такое жизнь, как она возникла, какова ее цель, есть ли общие принципы и законы Космоса, в частности, в отношении к жизни.

Несколько слов об общих принципах и законах мироздания. Физике известно большое число полей: акустические, аэродинами­ческие, гравитационные, ионные, радиационные, температурные, электромагнитные и т.д. Современные данные свидетельствуют о том, что все физические поля имеют единую электродинамическую природу. С более общих, естественнонаучных, позиций учения В.И. Вернадского можно говорить о единстве живой и неживой природы, о едином поле, связывающем в общее целое исключи­тельно мелкие объекты (микромир), чрезвычайно крупные (Все­ленную) и наиболее сложные (жизнь).

В микромире в роли фундаментальных частиц Мироздания выступают: «нейтрино», электрон, протон, а также биологическая клетка. В природе сохраняются и квантуются следующие величи­ны: энергия, импульс, угловой момент, электрический заряд, жизнь.

Для нас Вселенная в ранговой последовательности - это пла­неты Солнечной системы, звезды, рассеянные скопления, межга­лактическое пространство, галактики. Процессы в микромире измеряются секундами, процессы во Вселенной (например, эво­люция галактики) - десятками и сотнями миллиардов лет. Но физические процессы в этих системах одинаковы. Существуют три основополагающих принципа Вселенной Первый космологический принцип утверждает, что Вселенная пространственно однородна и изотропна.

Второй космологический принцип Джордано Бруно гласит: характеризующие Вселенную константы (например, радиус гра­витационного взаимодействия, средняя плотность вещества) не зависят от времени.

Третий принцип актуализма Лайеля утверждает, что законы природы не меняются с ходом времени.

Как определенный постулат следует рассматривать утвержде­ние: всякое взаимодействие имеет материальный носитель физи­ческих взаимодействий.

Другой фундаментальный принцип Мироздания - закон со­хранения энергии (первое начало термодинамики).

Как следствие второго закона термодинамики еще один важ­ный постулат: изолированных систем не существует.

Аналогию между взаимодействием в физическом мире и жи­вой природе (это деление условно, но, как увидим далее, принци­пиально) можно проследить на примере знаменитых экологиче­ских законов Б. Коммонера:

• ничто не дается даром (принцип сохранения);

• все должно куда-то деваться (принцип сохранения);

• все связано со всем (отсутствие изолированных систем);

• природа знает лучше (первенство природы).

В биологии наблюдается способность живых систем реагировать на изменения внешних и внутренних условий и динамически возоб­новлять структуру, электрохимический состав, свойства (явления гомеостаза). В масштабах пространства и времени существует рав­новесие между процессами прироста и убыли жизненных сил.

Знаменитый немецкий биолог Вирхов обосновал фундамен­тальное положение биологии: каждая клетка - из клетки. Про­странственная классификация в биологии - это деление живых существ на одноклеточные и многоклеточные организмы, каждая клетка появляется в результате деления материнской клетки на две. Для своей жизнедеятельности организмы используют вещество, энергию, информацию (как наследственную, так и получае­мую в течение их жизни).

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Дудник болотный Angelica palustris (Boiss.) Hoffm [Ostericum palustre Bess]
Статус. 3(R) - редкий вид. Встречается по всей территории Пензенской области нечасто (Солянов, 2001). Общее распространение. Средняя Европа, Сибирь на восток до реки Енисея. В СНГ вид встречается на Европейской части (Прибалтийский, Ладо ...

Контроль за кортизоном
Кортизон настолько важен для функционирования организма, что его выделение нуждается в строгом контроле. Механизм, который регулирует его выделение, а также выделение стероидов, - это гипофиз. Гипофиз выделяет гормон АКТГ, который стимул ...

Фрагмент урока № 4
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Цель урока: рассмотреть особенности строения ракообразных. Задачи урока: выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных; продолжить формирование умений сравнивать разные ...