Информация » Человеческая память и ее развитие » Как сохранить и улучшить память

Как сохранить и улучшить память
Страница 2

За отбор информации отвечает реакция внимания — один из механизмов устранения избыточности сенсорного потока и подавления многих сенсорных входов. Какую информацию мозг хорошо запоминает? Новую и значимую (интересную). При нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции. Эксперименты подтверждают гипотезу, согласно которой существует исходное генетическое разнообразие нейронов различной специализации, проявляющееся лишь в том или ином поведении. Иными словами, специализация нейронов носит врожденный характер. Хотя поскольку память является интегральным целым (несмотря на многоуровневый характер: клеточный, молекулярный), аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов. При этом эмоциональная память включает память не только о самом состоянии эффекта, но и о системе запуска, то есть о ситуации, обусловившей его возникновение.

Физиологические исследования памяти обнаруживают два основных этапа ее формирования, которым соответствуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, характеризуется различной емкостью и хранит особую форму информации. Кратковременная память имеет малую емкость и обеспечивает хранение информации в пределах секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и т.д.).Долговременная память — обеспечивает хранение информации практически на протяжении всей жизни и устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память.

Образование любого вида памяти характеризуется следующей последовательностью событий:

1. — сортировка и выделение новой информации,2. — формирование энграммы,3. — долговременное хранение значимой для организма информации,4. — извлечение и воспроизведение хранимой информации.

Вопрос для дискуссии: Существует ли память без предварительного обучения в той или иной форме?

Природа энграммы неизвестна, о ней существуют лишь гипотезы, основанные на противоречивых данных. По всей видимости, появление информационного отпечатка происходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемости синаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменением интранейронального метаболизма.

Основные принципы усвоения и хранения информации едины для всех биологических систем. Материальным носителем видовой памяти является генетический аппарат клеток — ДНК. Что же касается механизмов образования индивидуальной памяти, в 60-х годах наиболее перспективной представлялась биохимическая теория, согласно которой в роли молекул памяти выступали РНК. Подтверждением этой гипотезы были экспериментально доказанные факты усиления биосинтеза белков и РНК: знаменитые опыты на белых червях-планариях по «переносу памяти». Но многочисленные проколы экспериментаторов привели к тому, что «биохимический энтузиазм» постепенно сошел на нет и за последние два десятилетия популярность этой теории памяти резко упала: работы, посвященные поискам магических молекул памяти, сегодня уже практически не ведутся. Хотя прямых доказательств, опровергающих биохимическую теорию тоже никому не удалось осуществить.

В настоящее время среди нейробиологов наиболее популярен комплексный подход к объяснению механизмов памяти: она представляется свойством мозга как системы в целом, а не его отдельных молекулярных и клеточных компонентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

Чем расшевелить каттлею?
Купила осенью каттлею у одного колекционера почти за бесценок и только потому, что бывший хозяин сетовал на то, что она вообще не растет. Корни у неё нормальные, не гнилая, не больная, но вот уже 2,5 года как она в заторможенном состоянии ...

Система биологических наук
Основные методы биологии: наблюдение, позволяющее описать биологические явления; сравнение, дающее возможность найти закономерности (строение, функции, происхождение, распространение и развитие), общие для разных явлений - эксперимент или ...

Универсальный язык жестов
С точки зрения зооморфологии, существенных раз­личий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неук­л ...