Информация » Человеческая память и ее развитие » Как сохранить и улучшить память

Как сохранить и улучшить память
Страница 6

Американский физиолог Унгар связывал хранение информации в ЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Он открыл, выделил из мозга крыс и расшифровал структуру одного такого нейропептида — скотофобина, состоящего из 15 аминокислот. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулой памяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию. По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулу АКТГ, которая также обладала способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичной ни для одного навыка.В последние годы был открыт еще ряд веществ, влияющих на образование и консолидацию энграммы. В частности, белки — 100 и 14 — 3 — 2. Белок — 100 взаимодействует с системой сократительных белков и системой транспорта кальция в нейронах и глиальных клетках, а белок 14 — 3 — 2 участвует в процессах гликолиза в нервных клетках. Установлено, что при различных видах обучения количество этих белков в нейронах коры и гиппокампа значительно возрастает.Некоторые гормоны также способны влиять на процессы формирования памяти. Так, вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию. Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации, регулируя память посредством взаимодействия с медиатором и уже через них оказывая влияние на метаболизм макромолекул. Введение адренокортикотропного гормона или его фрагментов приводит к активации нейронов во многих отделах нервной системы.

Подобные исследования имеют социальное значение. При введении в желудочки мозга энкефалины вызывают у экспериментальных животных необычайную агрессивность, изменяют их поведение, меняют взаимоотношения между отдельными особями внутри стада. Изучаются пептиды забывания, привыкания, узнавания, раздваивающие личность испытуемого. Сравнительно недавно удалось получить ряд синтетических энкефалинов, влияние которых отличается более высокой эффективностью, чем действие нейропептидов, вырабатываемых организмом.В последние годы большое значение придается ГАМК-ергическим механизмам в процессах памяти. ГАМК и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации. Это используется, в частности, в клинике. Для улучшения ряда интеллектуальных процессов используется аналог ГАМК — ноотропил. [2]

Все ныне существующие представления и гипотезы о нейрофизиологических основах памяти не являются до конца изученными и доказанными [3]. В этой связи и на сегодняшний день эта проблема интригующе интересна как для физиологов, так и для психологов.

Вопросы для дискуссии: Что происходит в мозге при обучении?

Одни ученые говорят, что происходит активация клеток при откладывании информации в память. Другие утверждают, что есть гены, которые препятствуют откладыванию в память информации. И запоминание происходит только тогда, когда эмоциональные раздражители подавляют работу этих генов-блокаторов. Но точно, как идет этот процесс, пока никто не знает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие материалы:

Макроглия
Эпендимоциты (ependymocyti) образуют плотный слой клеточных элементов, выстилающих спинномозговой канал и все желудочки мозга. В процессе гистогенеза нервной ткани эпендимоциты дифференцируются первыми из спонгиобластов нервной трубки (ри ...

Простейшие. Классификация. Характерные черты организации. Значение для медицины
К одноклеточным принадлежат свыше 30 тыс. видов, обитающих на дне и в толще воды морских и пресных водоемов, влажной почве. Более 3,5 тыс. видов являются паразитами человека и животных. Размеры тела простейших в основном микроскопические, ...

Определение молекулярной массы нативного белка с помощью гидродинамических методов
Применение этих методов для мембранных белков может быть сопряжено с большими трудностями, вызванными связыванием детергента. Для нахождения молекулярной массы белка используют два метода. 1. Прямо измеряют количество связанного детерге ...