Информация » Человеческая память и ее развитие » Как сохранить и улучшить память

Как сохранить и улучшить память
Страница 5

Оба полушария осведомляются одновременно. Функции речи локализированы в левом полушарии, а правое воспринимает и хранит несловесные раздражения (зрительные, слуховые). И если выключить кору правого полушария, будет потеряна память на пространственные взаимосвязи, на лица, мелодии, абстрактные зрительные образы. Можно с уверенностью сказать, что существенную роль здесь играют и некоторые подкорковые образования. Нейрофизиологи доказали, что за поддержание избирательной способности памяти, за предохранение её от ошибок отвечают глубокие структуры лобных долей. Можно предполагать, что подкорковые структуры участвуют в образовании динамического «пейсмейкерного» механизма в мозге. Закодированное возбуждение, порождаемое и направляемое пейсмейкерами, передаётся на другие звенья системы при обеспечении психической деятельности.

Хотя серьёзно претендовать на роль подкорковой «кладовой памяти» может только гиппокамп (извилина полушария головного мозга, расположенная в основании височной доли), входящая в состав лимбической системы. В обычных условиях гиппокамп обеспечивает перенос информации о происходящем в данный момент событии в соответствующую «кладовую», переводит её из кратковременной памяти в долговременную. Его пирамидные нейроны способны к интеграции и дифференцированному управлению сигналами, поступающими по разным афферентным входам. По мнению некоторых учёных гиппокамп — это аппарат для учёта ошибок. Когда он отсутствует или неисправен, человек повторяет свои ошибки. Проведение огромного числа опытов помогло создать представление о гиппокампе как центре, который задерживает реакции организма. Это своеобразное биологическое «сито», пропускающие важные сведения и события в долговременную память.

Установлено, что для гиппокампа характерны тета — волны [1]. В процессе обучения, создания кратковременной памяти и реакций на сигнал «что это?» в гиппокампе регистрируется электрическая активность с частотой в пределах тета — ритма. Отсюда тета — ритм передаётся другим образованиям, которые настраиваются на запоминание текущего события и перенос его из «кладовой» кратковременной памяти в «кладовую» долговременной памяти. Мы можем назвать тета — ритм ритмом внимания, начальной фазой образования условного рефлекса.

Итак, память как психический процесс связана с работой целостного мозга. В системе каждого анализатора происходит фиксация информации, поэтому можно говорить о памяти зрительной, слуховой, тактильной. Система памяти устроена иерархично, удивительно логично и предусмотрительно. Темено — височно — затылочная область, где замыкаются пути, идущие от различных анализаторов, имеет важнейшее значение для формирования высших психических функций. В этой области расположены образования принимающие участия в механизмах памяти. Экспериментальные и клинические исследования показали, что помимо гиппокампа, в формировании памяти имеют существенное значение такие структуры мозга, как поясная извилина, передние ядра таламуса, маммилярные тела, перегородка, свод, амигдалярный комплекс, которые составляют большой и малый круг Папеца. Центральные фигуры — гиппокамп, ретикулярная формация, миндалина.

Таким образом, мы можем нарисовать следующую картину памяти.

Большой лимбический круг — гиппокампо — сингулярная система — это «информационный» цикл. Его структуры широко принимают сенсорную информацию из различных источников и последовательно обрабатывают её на разных уровнях сложности. Второй, гиппокампо — ретикулярный цикл — регуляторный. Эта система объединяет структуры, регулирующие рабочий уровень мозга. К этому циклу примыкает дополнительная «эмоциональная» система (амигдала — гипоталамус), которая за счёт нервных и вегетативно — гормональных влияний, возникающих при эмоциях, может усиливать и продлевать возбуждение регуляторной системы.Сигнал проходит обработку «на запись» в информационной системе, только при «разрешении» со стороны регуляторной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы: