Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Строение продолговатого мозга
Продолговатый мозг является частью ствола головного мозга. Получил свое название в связи с особенностями анатомической строения (рис. 16). Расположен в задней черепной ямке. Рис. 23. Схема дорсальной поверхности продолговатого мозга: ...

Специфический иммунитет. лимфоциты
Органы иммунной системы. Под иммунной системой в узком значении слова обычно понимаются механизмы защиты от чужеродного в генетическом отношении вещества, которые реализуются с участием лимфоцитов. Лимфоциты развиваются из стволовой кров ...

РЧ-поля вблизи базовых станций
На всех расстояниях уровни РЧ-поля на поверхности земли от базовых станций вполне вписываются в международные нормативы по воздействию РЧ-излучений на население. Некоторые антенны, установленные на крышах зданий, снабжены ограждениями, пр ...