Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Современное распространение лося
Современный период истории лося охватывает в основном настоящее столетие. На этот отрезок времени приходятся более регулярные и точные наблюдения. Выделенный период отличается от предыдущих длительным и устойчивым ростом численности в пре ...

Эпиталамус
Надбугорная область (epithalamus) включает в себя треугольник поводка (trigonum habenulae), поводок (habenula), комиссуру (спайку) поводков (commissura habenularum), шишковидное тело (corpus pineale). Шишковидное тело, corpus pineale, ко ...

Морфометрическая характеристика скелета грудной конечности
Скелет грудной конечности лося состоит из лопатки, плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевой пояс лося, как и всех парнокопытных млекопитающих не сочленяется с костями осевого скелета, а присоединяется к нему с помощью мышц. Об ...