Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Семейство СКАЛЬНОКРЫСИНЫЕ (Petromyidae)
Единственный вид, выделяемый в семейство. Скальная крыса -небольшой грызун (длиной 14—20 см), с длинным хвостом (до 18 см). Шерсть мягкая и шелковистая, голова уплощенная, уши короткие. Передние лапки с четырьмя, задние — с пятью пальцами ...

Ультрафильтрация
Как все мембранные технологии, процесс ультрафильтрации состоит в пропускании исходной воды через мембрану под давлением. Однако рабочее давление в ультрафильтрации значительно ниже рабочего давления в нанофильтрации и обратном осмосе. Св ...

Понятие об основных этапах эмбрионального развития (дробления, гаструляция, образование тканей и организмов)
Существуют следующие основные типы онтогенеза: прямой и непрямой. Прямое развитие встречается в двух формах — неличиночного и внутриутробного, непрямое — в виде личиночного. Личиночный тип развития характеризуется тем, что в развитии ор ...