Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Изучение стехиометрии субъединиц
Многие мембранные ферменты представляют собой комплексы, состоящие из нескольких субъединиц. В качестве примера можно привести Н + - АТРазу, Na +/ К + - АТРазу, митохондриальные комплексы электронного транспорта и фотосинтетические реакци ...

Свойства цветкового меда
Бурзянский ульевой мед славится на весь мир своими вкусовыми качествами, которые обусловлены наличием в его составе пыльцы и нектара Tilia cordata (липа сердцелистная). Липа относится к первоклассным медоносным растениям. Цветет с начала ...

Нервные волокна
Рис. 7. Миелиновые нервные волокна из седалищного нерва лягушки, обработанного тетраоксидом осмия: 1 – слой миелина; 2 – соединительная ткань; 3 – нейролеммоцит; 4 – насечки миелина; 5 – перехват узла Рис. 8. Межмышечное нервное спле ...