Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Подбугорная область (гипоталамус)
Подбугорная область (гипоталамус) лежит книзу от зрительного бугра и представляет собой скопление высокодифференцированных ядер, которых насчитывают 32 пары (рис. 8). Рис. 8. Подбугорная область (схема): 1 – мозолистое тело; 2 – гипоф ...

Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений. Учение о высшей нервной деятельности
Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности показана на рис.7. Рис.7. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в понимании психических явлений И.М. Сеченов выделил три этапа рефлекторно-психической деяте ...

Спинной мозг
Вещество спинного мозга неоднородно. В нем различают серое и белое вещество (substantia grissa и substantia alba). ...