Общие модели развития науки

До XX в. считалось, что наука развивается плавно, постепенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые факты, делаются научные открытия, приумножаются теории, в результате чего люди узнают о природе все больше и больше. Рост научного знания, по этим представлениям, можно условно сравнить с постепенным подъемом уровня жидкости в сосуде.

В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки: кумулятивная; логический позитивизм; фальсификационизм; эпистемологический анархизм и т.д. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Томаса Куна (история науки как развитие через научные революции (теория парадигм)) и модель британского ученого Имре Лакатоса.


Похожие материалы:

Количество крови.
Кровь, с ее составными частями, являясь внутренней средой организма, отражает в своем составе его обменные реакции, происходящие в тесном взаимодействии с внешней средой. Взаимоотношения организма и внешней среды у рыб, как и у всех позв ...

Строение переднего рога
Передний рог состоит из крупных двигательных корешковых нейронов, которые образуют две группы ядер – медиальную и латеральную. Медиальные ядра тянутся по всей длине спинного мозга, иннервируют мускулатуру туловища, шеи и проксимальных час ...

Охрана природы
В ХХ веке мы жили по ложно приписываемому И.В. Мичурину принципу Т.Д. Лысенко: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Но, получив в свое распоряжение методы современного массового производства продукции, сп ...