Информация » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе

Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе
Страница 1

Теоретическое и практическое изучение данного вопроса позволило найти такие методические условия, которые в совокупности позволяют повысить эффективность процесса обучения. Такими условиями являются: одновременное знакомство учащихся со всеми таксономическими категориями; формирование умений описывать растения и определять их с помощью определителя; обучение использованию и применению знаний по систематике в новых ситуациях при изучении растений различных семейств; включение основных понятий систематики в систему общебиологических и мировоззренческих понятий. Охарактеризуем каждое из этих условий подробно. https://freetime-msk.ru Кола Черри оптом: купить coca cola cherry кока Кола Черри.

Первое условие заключается в том, что учитель знакомит школьников' одновременно со всеми таксономическими категориями и их иерархией: вид — род — семейство — класс — отдел — царство. В целях мотивации познавательной деятельности учащихся по усвоению этих понятий учитель использует проблемный подход. Он сообщает, что мир цветковых растений многообразен, их можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды, а также в толще морей и океанов. Установлено, что на нашей планете произрастает около 240 тыс. цветковых растений различных наименований. Если попытаться их назвать, то это займет 150 ч. Подумайте, как возникло такое множество разнообразных растений? Существуют ли родственные связи между растительными организмами? Как можно установить родство организмов?

При решении поставленной задачи учитель предлагает школьникам вспомнить, что самые похожие друг на друга люди — близнецы или близкие родственники. Есть ли близкие родственники в мире растений? Если собрать семена с одного какого-либо растения и высеять их, то вырастут растения, похожие друг на друга и на материнское. Все они являются близкими родственниками. Таким образом, в ходе поисковой беседы выясняется, что родство организмов можно установить по их сходству. Демонстрируя гербарные экземпляры хорошо известных учащимся растений, например одуванчика лекарственного, растущего на лугу, лесной поляне, у дороги, учитель сообщает, что каждое отдельное растений — это особь, предлагает найти у них общие признаки (стебель укороченный, все листья простые, рассеченные, сидячие, образуют прикорневую розетку; цветки собраны в соцветие «корзинка»; плоды — семянки). Сходство особей по этим признакам указывает на их родство. Растения, отдельные особи которых представлены в гербарии, объединены в вид — одуванчик лекарственный. Все растения, относящиеся к этому виду, в каком бы месте они ни росли — в нашей стране или в другой, в северном или южном полушарии, имеют сходное строение и родственное происхождение.

Учащиеся записывают определение вида в тетрадях. С целью закрепление этого понятия учитель может предложить им выполнить следующее задание: рассмотрите растения, размещенные на столе, и сосчитайте число особей и видов; перечислите признаки, на основании которых вы объединили особи в вид.

В процессе беседы по заданию учитель сообщает, что каждый вид имеет двойное название, первое слово которого указывает родовую принадлежность растения. Например, одуванчик лекарственный относится к роду Одуванчик. Оба слова дают видовое название. В книгах по систематике растений видовые названия пишут на двух языках, один из которых обязательно латинский. Введение единого международного видового названия помогает людям разных стран обмениваться знаниями о растениях.

Итак, формирование понятия «вид» необходимо начинать с понятия «особь»,— ведь растительный организм представляет собой отдельную особь, а вид объединяет множество особей.

Формируя понятия «род» и «семейство», учитель рассказывает, что растения близкородственных видов объединяются в роды. Например, виды яблоня домашняя, яблоня китайская, яблоня мелкоплодная — близкородственны. Но как ни сходно строение этих видов яблонь, можно найти и черты отличия. Это размеры и окраска цветков, плодов, сроки цветения и созревания плодов и т. п. Поэтому их нельзя отнести к одному виду. Однако большое число общих признаков, свидетельствующих о родстве, позволяет объединить их в один род — Яблоня. Род яблони вместе с близкородственным ему родом груши объединяют в семейство Розоцветные семейство — крупная) систематическая группа, объединяющая сходные по происхождению роды. Семейство Розоцветные с другими близкородственными ему семействами относят к классу двудольных растений.

Использование при объяснении нескольких объектов (разных видов яблонь и груш, одуванчика лекарственного и родственных ему растений) вызвано тем, что главной задачей урока валяется формирование у учащихся таксономических понятий, а не определение систематического положения конкретного вида. Использование хорошо известных объектов позволяет учителю легко переключить учащихся с конкретных образов на понятия «род» и «семейство».

При формировании понятия «класс» школьникам предлагается вспомнить, что при изучении раздела «Растения» в V классе они уже знакомились с признаками класса однодольных и класса двудольных растений. Пользуясь рисунком учебника, учащиеся называют эти признаки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы: