Информация » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе

Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе
Страница 3

Далее учитель формулирует правила определения:

1.Определение растения начинайте с чтения первой тезы. Проверьте, совпадают ли признаки первой тезы с признаками определяемого растения. Если признаки тезы соответствуют признакам растения, то обращайтесь к цифре, которой заканчивается теза. Данная цифра укажет номер следующей тезы для продолжения определения.

2.Если признаки тезы не соответствуют признакам изучаемого растения, то следует обратиться к антитезе и опять проверить, совпадают ли ее признаки с признаками растения. В случае их соответствия обращайтесь к цифре, которой заканчивается антитеза. Данная цифра укажет номер следующей тезы для продолжения определения.

Составленное учащимися описание, знание структуры определительных карточек и правил определения позволяют им найти, к какому семейству, роду и виду относится изучаемое растение.

После работы с определительными карточками учитель знакомит учащихся со значением изученного вида в природе и жизни человека. В дальнейшем школьники устанавливают значение изучаемых растений самостоятельно.

Третье условие предполагает обучение учащихся свободному оперированию систематическими понятиями и использованию приобретенных умений в новых ситуациях при изучении растений разных семейств.

С этой целью для уроков отбираются растения с учетом местных условий и формулируются задания для работы с ними. Специально разрабатываются домашние задания, предусматривающие изучение растений в окружающей природе. При проверке знаний используется природный материал, таблицы, схемы, аппликации, иллюстрации, диапозитивы, графические диктанты, нумераторы и др.

Так, при развитии понятий «вид», «семейство)», «класс» наиболее эффективным является заполнение таблицы (См. табл. 1) и формулирование вывода о том, к какому семейству и классу относятся данные виды растений. При развитии понятия «род» можно использовать схематические рисунки или аппликации. Например, при изучении семейства розоцветных учитель с помощью рисунка или аппликации показывает особенности строения цветков и плодов шиповника, вишни, яблони, земляники. Учащимся предлагается сравнить органы перечисленных растений и найти отличительные особенности, на основе которых растения относят к разным родам: род Роза, род Вишня, род Яблоня, род Земляника. После проведенной беседы учащимся предлагается зарисовать схемы строения цветков в тетрадь (см. рис. 3).

Особое значение для реализации третьего условия приобретает умение учащихся решать биологические задачи. Использование этого метода предполагает оперирование всеми систематическими понятиями в их взаимосвязи.

Рассмотрим методику обучения учащихся решению задач подобного рода.

Задача. Определите систематическое положение подсолнечника однолетнего в царстве растений.

Для решения этой биологической задачи необходимо, исходя из ее условий, сформулировать, что уже известно, затем уточнить, что неизвестно, найти способ ее решения (установить, какие знания надо использовать, чтобы найти неизвестное) и проверить правильность полученного ответа.

Условие этой задачи можно записать так.

Известно:

1.Вид подсолнечник однолетний.

2.Род — Подсолнечник.

3.Царство —Растения.

Требуется определить, какому семейству, классу, отделу принадлежит данное растение.

Способ решения задачи заключается в нахождении во внешнем строении подсолнечника признаков, характерных для семейства, класса, отдела, к которым относится это растение. Признаками семейства являются особенности строения цветка и плода, поэтому, используя таблицу, учитель рассказывает об их строении. Затем, пользуясь карточкой для определения некоторых семейств цветковых растений, учащиеся сами устанавливают его название. Рассматривая строение корневой системы, листьев и семян подсолнечника однолетнего, определяют, к какому классу он относится.

Ответ к задаче можно записать следующим образом: вид — Подсолнечник однолетний, род — Подсолнечник, семейство — Сложноцветные, класс — Двудольные, отдел — Покрытосеменные (Цветковые), царство — Растения.

Важно использовать задачи и на доказательство. Например: докажите, что фасоль обыкновенная относится к семейству бобовых.

Решение- задач возможно и при проверке знаний. Так, учащимся можно предложить в живых букетах, гербариях, коллекциях, наборе открыток или иллюстраций найти растения, относящиеся к изученным семействам, и доказать принадлежность растения к данному таксону.

Систематические понятия закрепляются и развиваются при выполнении учащимися правильно разработанных домашних заданий. Творческий характер их возможен, если использовать природное окружение, не забывая при этом об охране растений.

Приведем примеры домашних заданий:

1.Соберите плоды 2—3 растений семейства розоцветных, произрастающих в окружающей природе. Оформите коллекции.

2.Найдите в окружающей природе цветущие растения семейства сложноцветных. Подсчитайте, сколько семян может образовать одно соцветие, одно растение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Эволюция общего плана строения кровеносной системы хордовых
У ланцетника (кровеносная система наиболее проста. Круг кровообращения один. По брюшной аорте венозная кровь поступает в приносящие жаберные артерии, которые по количеству соответствуют числу межжаберных перегородок (до 150 пар), где и об ...

Выводы
1) Белый медведь, являясь самым крупным хищником суши, приспособился к жизни в экстремальных условиях Арктики. Благодаря толстому слою подкожного жира и особому строению шерсти он способен подолгу находиться в холодной воде, преодолевая б ...

Освещение
Обеспечить необходимую освещенность для фаленопсиса достаточно просто. Чтобы найти лучшее место давайте вспомним что эпифиты растут на деревьях и солнечные лучи попадают на них только сквозь листву деревьев. Они с удовольствием будут раст ...