Информация » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе » Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе

Основные условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в VI классе
Страница 2

Демонстрируя иллюстрации, гербарный материал, учитель показывает, что два класса цветковых растений наряду с признаками отличия имеют и черты сходства. Сходство проявляется в общем плане строения и особенно строения органов размножения — цветка, плода и семени, что свидетельствует о единстве происхождения двудольных и однодольных растений. Это послужило основой для их объединения в отдел Покрытосеменных (или цветковых) растений. Он получил такое название потому, что все растения этого отдела имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами. Семена покрыты околоплодником который защищает их от неблагоприятных условий. Отбеливание зубов zoom 4 в москве цены отбеливание zoom 4 цена москва. Почти любой видео секс с еврейской девушкой https://jewporno.club бывает очень чувственным.

Таким образом вводится понятие «отдел».

Вводя понятие «царство», учитель отмечает, что живая природа представлена на нашей планете четырьмя царствами: растений, животных, бактерий, грибов и лишайников. (Демонстрируются гербарные экземпляры, рисунки, муляжи представителей всех царств.)

С иерархией Систематических групп учитель знакомит школьников путем организации их работы с табличками, на которых написаны таксономические категории. Задача учащихся — правильно, в определенней последовательности их расположить, соединить стрелками и обосновать их Направление.

Пониманию соподчиненности этих категорий способствуют круговые схемы (см. рис. 1 и 2). Их использование в качестве модели помогает учащимся ориентироваться не на конкретное содержание изучаемого материала, а на обобщенную форму. Вначале учитель вместе с учащимися вычерчивает круговые схемы, показывающие соподчиненность: особь — вид — род семейство (рис. 1), затем соподчиненность более крупных таксонов (рис. 2). Обращение к круговым схемам позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся. Например, по заданию: изобразите с помощью круговой схемы соподчиненность системаических категорий «царство», «однодольные», «двудольные», «крестоцветные», «злаки».

При использовании круговых схем учитель может сообщить некоторые сведения по систематике: класс двудольных растений объединяет 323 семейства, класс однодольных — 65 семейств; одни виды растений населяют несколько материков (например, одуванчик лекарственный), другие обитают на очень ограниченной площади (например, эдельвейс — в горах). Растительный мир отличается удивительным богатством видов. Однако это богатство истощимо. Охране подлежат 444 вида растений. Сохранить их обязанность каждого человека.

Второе условие повышения эффективности усвоения основных понятий систематики предполагает организацию деятельности учащихся по овладению умением описывать, определять растения и устанавливать их значение в природе и жизни человека.

Мотивация познавательной деятельности осуществляется путем сообщения учащимся следующих сведений. Человеку трудно, запомнить 240 тыс. видовых названий покрытосеменных (цветковых) растений, поэтому понадобился большой труд ученых, чтобы создать специальные книги — определители. (Учитель демонстрирует имеющиеся у него определители.) Как по ним узнать, к какому виду, роду, семейству относится то или иное растение? Для того чтобы правильно классифицировать растения, нужно уметь описать его характерные признаки и уметь пользоваться определителем.

Умение описывать покрытосеменные растения формируется в процессе фронтального выполнения учащимися лабораторной работы № 1. К работе предлагается следующее руководство. Цель работы), научиться описывать и определять цветковые растения.

Оборудование: живые растения и определительные карточки.

Ход работы

I. Установить местообитание растения (лес,: луг, болото, водоем, поле, сад, огород).

II.Составить описание особенностей внешнего строения растения по плану:

1. Корневая система (стержневая, мочковатая; корни главный, боковые, придаточные).

2.Побеги (надземные, подземные).

3.Лист (простой, сложный, жилкование).

4. Соцветие (кисть, колос, зонтик, корзинка, сережка).

Цветок (формула цветка).

5.Плод (сухой, сочный).

III. Определить систематическое положение растения: а) царство, б) отдел, в) класс, г) семейство, д) род, е) вид.

Учащиеся выполняют I и II задания самостоятельно, Умение определять растения предполагает знание особенностей структуры определителя (или определительной карточки) и правил пользования ими. Поэтому выполнению задания предшествует обучение работе с определителем.

Учитель объясняет структуру определительной карточки, говорит, что Она состоит из тез и антитез, цифр слева и справа. В тезах названы одни признаки растений, в антитезах противоположные тем, которые приведены в тезах. Слева теза обозначена порядковым номером, а антитеза — нулем. Справа в конце каждой тезы стоит или цифра или название семейства, вида. Обычно названия выделяются курсивом.

Учитель предлагает школьникам ознакомиться с определительной карточкой и выполнить упражнение: 1) сосчитайте, сколько тез и антитез приведено в данной карточке; 2) прочитайте первую тезу и антитезу; сравните их содержание; установите, чем отличаются признаки, указанные в тезе и антитезе; 3) сосчитайте, сколько тез и антитез заканчивается цифрами и сколько — названиями семейств или видов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы: