Гистогенез нервной ткани
Страница 2

В дальнейшем клетки внутреннего слоя превращаются в цилиндрические эпендимные (глиальные) клетки, выстилающие центральный канал спинного мозга. Клеточные элементы мантийного слоя дифференцируются в двух направлениях. Из них возникают нейробласты, которые постепенно превращаются в зрелые нервные клетки, и спонгиобласты, дающие начало различным видам клеток нейроглии (астроцитам и олигодендроглиоцитам).

Рис. 23. Развитие нейробластов

По мере дифференцировки нейробласта изменяется субмикроскопическое строение его ядра и цитоплазмы. В ядре возникают участки различной электронной плотности в виде нежных зерен и нитей. В цитоплазме хорошо выявляются в большом количестве широкие цистерны и более узкие канальцы цитоплазматической сети, увеличивается количество рибосом. В нейробласте всегда хорошо развит пластинчатый комплекс. Первым доступным для наблюдения в световом микроскопе морфологическим признаком начавшейся дифференцировки нервных клеток следует считать возникновение в их цитоплазме тонких нейрофибрилл. Тело нейробласта постепенно приобретает грушевидную форму, а от его заостренного конца начинает развиваться отросток - аксон (рис.23). В дальнейшем нейробласты превращаются в зрелые нервные клетки - нейроны. Нейробласты и нейроны в период эмбрионального развития нервной системы делятся митозом.

Картину митоза и амитоза нейронов в центральной и периферической нервных системах можно иногда наблюдать и в постэмбриональный период. Размножаются нейроны и в условиях культивирования нервной ткани вне организма. В настоящее время возможность деления ряда нервных клеток можно считать установленной, хотя биологическое значение этого процесса требует дальнейшего изучения.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Синапсы
До последнего времени существовали две точки зрения о взаимосвязи между нейронами. По мнению одних (Г. Гельд, 1895; К. Гольджи, 1880; С. Апати, 1897; А. Бете, 1903), использовавших материал беспозвоночных (особенно опыты Бете с крабом), ...

Отношение преподавателей к использованию альтернатив
Педагоги с положительным отношением к использованию альтернатив экспериментам на животных, в частности те, которые разработали их сами, обычно знают, как решать проблемы, описанные выше. Другие преподаватели отрицательно относится к тому, ...

Эпистаз
Вернемся к анализу взаимодействия генов рr и st у дрозофилы. Соотношение фенотипических классов в F2 можно представить себе и как следствие того, что рецессивная аллель рr в гомозиготе препятствует проявлению доминантной аллели st+. Точно ...